Определение места в прибрежном плаваньи

Все суда в текущей воде перемещаются в направлении и со скоростью течения, одновременно с собственным движением отно­сительно воды. Точный угол, под которым лодка должна управлять­ся, чтобы двигаться в нужном направлении, определяется скоростью лодки относительно воды и направлением и скоростью течения. Ошибка счислимых координат со временем может достичь вели­чины, угрожающей безопасности судна. Для периодической коррек­ции счисления производят определение места (обсервацию), исполь­зуя внешние источники навигационной информации: береговые ори­ентиры, небесные светила, радионавигационные (включая космиче­ские) системы, в отдельных случаях — особенности рельефа дна.

Самым распространенным способом определения места в при­брежном плавании является пеленгование береговых ориентиров. Пе­ленг измеряется ручным пеленгатором.

Направление на известный ориентир, проложенное на карте, на­зывается линией положения (АП), и в некоторой точке на ней должно находиться судно наблюдателя. Пересечение двух или более таких линий положения отметит позицию наблюдателя во время, ког­да эти линии были измерены. Важна точность, но из-за качки и рыскания маленьких лодок любое направление, измеренное с них компасом, вероятнее всего, будет кратным 5°. В любом случае всегда имеется «сектор неуверенности», который должен учитывать­ся при прокладке позиции, полученной таким образом.

Для определения своей позиции по визуальным пеленгам опо­знайте два, еще лучше — три ориентира на побережье, которые так­же присутствуют и на вашей карте. Используя ручной ком­пасный пеленгатор, измерьте пеленг каждого объекта последова­тельно и запишите время и отсчет лага на этот момент. Преобразуйте магнитные пеленги в истинные поправкой за склоне­ние, если необходимо, и проложите пеленги на карте от соответству­ющих ориентиров в сторону моря.

Из-за качки лодки ни один из пеленгов не будет полностью точен, по­этому при пересечении трех линий положения образуется треуголь­ник. Размер его даст признак надежности определения. Если он не слишком большой (сторона до 0,5 мили), это приемлемо, но не обя­зательно ваша позиция находится в центре треугольника. Она может быть близко к нему, но осторожный навигатор будет всегда предпо­лагать, что он находится в точке, расположенной ближе к опасности.

Строго говоря, измеренный пеленг с яхты в море на ориентир будет от­личаться от прокладываемого на карте от ориентира к яхте на 180°. Разметка штурманского транспортира учитывает это, но для облегче­ния прокладки можно сразу снимать так называемые «обратные» пе­ленги, т.е. направления с ориентира на яхту, если компас-пеленгатор имеет такую шкалу.

Добавить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.